пятница, 22 ноября 2013 г.

Семь распространенных ошибок в работе с Целевой Аудиторией

Первая ошибка, уже не так часто встречающаяся: вообще не думать о своей целевой аудитории. «Мы делаем самый лучший в мире продукт, поэтому, конечно, его просто снесут с прилавков». Кто снесет? Кто будет покупать? А кто не будет?
С одной стороны, качество продукта играет роль.
С другой, к сожалению, так не бывает, чтобы прекрасный и самый лучший продукт в мире разлетелся с прилавков в разные стороны... Жизнь человеческая коротка, а прекрасных продуктов вокруг много – от шоколадок до компьютерных программ. Мы невольно выбираем те продукты, которые нацелены именно в нас, а не растут под солнцем, как цветы, для кого угодно...

Вторая ошибка: недалеко ушла от первой. Слишком сильно расширять свою целевую. Это часто случается с владельцами бизнесов, которыми пользуются действительно представители всех групп населения. Например, магазин хозяйственных товаров. Туда может зайти и бабушка за новым ковшиком для варки яиц, и бригадир за дюбелями, и расфуфыренная красотка – за туалетной бумагой или модной формой для пирога. Здесь важно помнить, что пользуются-то, вроде бы, все, но бренд обязательно должен выбрать именно своих и развиваться именно для них. То есть, целевая бренда может и должна отличаться от общего потока потребителей.

Третья ошибка: наоборот, слишком сильно заузить свою целевую и при этом слишком сильно акцентировать ее. Например, мы иногда заходили в отличное маленькое кафе. Оно было удобно расположено, там был неплохой выбор, приемлемые цены и приветливый персонал. Теперь на месте этого кафе открылась хинкальная под бодрым названием «Заходи, генацвале!» Название так залихватски вытанцовывает на вывеске, что я не зайду внутрь. Хотя кафе по-прежнему удобно расположено, там вполне возможно, очень вкусно и цены приемлемые. Но мне четко и ясно сказали: «мы не для тебя». И я не буду спорить, пройду на три шага дальше и попью кофе в другом заведении. Ну не генацвале я, ничего тут не поделаешь... Хотя если бы хозяин кафе не подчеркивал грузинскую брутальность своей ЦА, а просто написал: «Грузинская кухня» - скорее всего, я бы продолжала туда заходить.

Четвертая ошибка: переоценивать или недооценивать свою ЦА. Какое-то время назад я работала с телеканалом, который был создан и предназначен для обычной аудитории – знаете, домохозяйки, пекущие пироги, хозяйственные мужики, застолья, на которые собираются по 30 – 40 членов семьи «и это мы еще пригласили только самых близких...». Отличная аудитория на самом деле, и люди – соль земли. Прекрасная, обширная ЦА, представленная во всех уголках нашей необъятной родины. И вот периодически наиболее творческих сотрудников телеканала посещали идеи о том, как сделать программу, например, о дизайнерском ремонте. И эти идеи – не поверите – проваливались. Ну, во-первых, потому что совет «возьмите немного золота в тонких лепестках для отделки»  приводит наших зрителей в некоторое недоумение. На рынках и в магазинах, где они отовариваются, не продается листовое золото почему-то. Во-вторых, этим людям очень уютно в их традиционных квартирках и частных домах. Они не могли бы существовать в мире стекла-зеркал-стали, предлагаемом продвинутыми дизайнерами – им даже смотреть на это неуютно. 
А в-третьих, вершиной ремонта и дизайна помещений для них остаются фотообои, собственноручно наклеенные на стену. Любой гость программы о дизайне начал бы нервно подергивать челюстью, увидь он эти милые домашние фотообои с цветочками.
Налицо было несовпадение представлений о прекрасном. Да, у средств массовой информации есть прекрасная миссия – образовывать и поднимать культурный уровень своих потребителей. Но, честное слово, иногда предлагаемый шаг слишком велик, чтобы зрители могли оценить его и соответственно окультуриться. То же и в маркетинге – постарайся реально оценить, кто все эти люди. Не надо недооценивать их – скорее всего, они поймут то, что могут понять. Но не старайся закинуть культурный и интеллектуальный багаж своей ЦА на недосягаемые вершины. Это не сработает и продажи не случится. Потребитель только почешет озадаченно в затылке и почапает к конкуренту...

Пятая ошибка: считать, что «я сам в своей целевой, поэтому я все понимаю». Мужик, ты уже испорчен маркетингом до мозга костей. Ты знаешь все тонкости производства у себя и конкурентов, и стоя перед полкой, ты думаешь о таких вещах, которые никогда не придут в голову обычной домохозяйке. Или ты всерьез считаешь, что любой умный человек выберет твой товар, потому что ты закупаешь сырье в Кот’д’Ивуаре?

Шестая ошибка: считать, что ЦА – это некие загадочные звери, о которых ты вообще ничего не знаешь. Да нет, люди как люди, квартирный вопрос только испортил их. Они, как правило, выбирают разумные цены (если речь не идет о премиальном «чтобы-пустить-всем-пыль-в-глаза» продукте), хотят получить пристойное качество и любят, чтобы их уважали. Если к тебе пришел человек из консалтингового агентства и предлагает тебе что-то, что кажется полной и абсолютной чушью, то скорее всего это и есть чушь. Так, я несколько лет назад столкнулась с настойчивым стремлением девушки, работавшей в консалтинге и проживавшей в Лондоне, сделать премиальный и «стильный» сок для провинциальных мужчин среднего возраста. Провинциальные мужчины среднего возраста соком обычно запивают водку. Поскольку они считают водку универсальным лекарством, качество, а уж тем более – премиальность и стильность упаковки – не имеют никакого значения... Они выберут экономичный бренд, желательно – хорошо известный, тот, который они пили у приятеля в прошлый раз. И если ты что-то такое понимаешь о своей аудитории, на уровне здравого смысла, то нет проблемы в том, чтобы выгнать консультанта взашей – пусть придумает что-нибудь вменяемое.

Седьмая – но не ошибка, проблема, новенькая, свежая, нарастающая с каждым годом. Я не знаю, что я уже знаю о своей ЦА.
Поток маркетинговых исследований, проводимых в большинстве компаний, вкупе со сменяемостью состава отделов исследований и бренд-команд приводит к тому, что зачастую компания повторяет исследование, забыв о том, что она уже сделала.
Так, совсем недавно я была свидетелем разговора моей коллеги по телефону с новым менеджером одной из крупнейших компаний:
- Уточните, пожалуйста, что именно вы хотите изучить? А что еще? Вы что-то хотите добавить к данным прошлого проекта?
- Как какого проекта? Мы делали для вас проект на эту тему три месяца назад. Данные будут валидны еще года два... вы уверены, что хотите делать это снова?
- Ммм, минуточку, сейчас вышлю вам отчет. Он точно должен быть у вас, мы его подробно обсуждали со Светланой... не можете найти? Да-да, сейчас вышлю. Звоните, потом обсудим...

Да, конечно, такие ситуации играют на руку исследователю. Но с другой стороны, скучно же делать бессмысленную работу, мы не белки, чтобы бегать в колесе, даже хорошо оплачиваемом. Крупные компании делают так много проектов, что даже опытные менеджеры не всегда могут найти или вспомнить, что они делали полгода назад. К тому же иногда работа распределена между отделами таким образом, что левая рука не знает о том, что делает правая, не говоря уже о прайсинге, выполненном правой пяткой. Глобальные компании пытаются ввести системы хранения информации, куда по идее должен складываться и инструментарий, и отчеты – из разных стран. Казалось бы – колоссальной ценности библиотеки. Не знаешь, как что-то сделать – посмотри, как это делали в Бразилии или Австралии и потом еще можно и результаты сравнить. Но отчего-то на настоящий момент сотрудники известных мне компаний не часто пользуются этими библиотеками - нет навыка, нет умения – на самом деле копаться в огромных массивах знаний очень нелегко, найти пресловутую иголку в стоге сена иной раз и то легче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий